Гуманизация образовательной среды изменяющейся школы (средствами интеграции предметных методик обучения): Сб. научных статей. − Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. − 126 с.
Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик (материалы Четвертой Всероссийской научно-практической конференции 7-8 декабря 2006 года). − СПб., 2007. − 338 с.
Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения: сборник научных статей. Выпуск 5. − СПб.: Сударыня, 2009. − 412 с.
Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения: сборник научных статей. Выпуск 6. − СПб.: САГА, 2008. − 384 с.
Эстетическое пространство детства и формирование культурного поля школьника. − СПб, САГА, 2008.
Е.П. Суворова, М.П. Воюшина, Е.А. Купирова “ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД” (Научно-методические материалы «Междисциплинарные исследования и гуманитарные технологии»)
Введение |
Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ |
1.1. Содержание и структура понятия «интеллектуально-речевая культура школьника» |
1.1.2. Развитие ученика как субъекта познавательной деятельности |
1.1.3. Система интеллектуально-речевых умений |
1.1.4. Познавательные мотивы, интересы и ценностное отношение к знанию как компоненты интеллектуально-речевой культуры школьника |
Вопросы и задания для самостоятельной работы |
Примечания |
1.2. Принципы формирования интеллектуально-речевой культуры школьника |
Вопросы и задания для самостоятельной работы |
Примечания |
1.3. Состояние интеллектуально-речевой культуры школьника |
1.3.1.Методика исследования состояния интеллектуально-речевой культуры школьника |
Задание для студентов |
1.3.2. Уровни интеллектуально-речевой культуры школьника |
Вопросы и задания для студентов |
1.4. Учебно-научный текст как лингвистическая основа формирования интеллектуально-речевой культуры школьника |
1.4.1. Особенности текста как лингвистического феномена |
Вопросы и задания для самостоятельной работы |
1.4.2. Стилевые и структурные особенности учебно-научного текста |
Вопросы и задания для самостоятельной работы |
1.4.3. Типы учебно-научного текста в школьных учебниках |
Вопросы и задания для самостоятельной работы |
Примечания |
1.5. Методы организации интеллектуально-речевой деятельности школьника |
1.5.1. Взаимосвязь процессов восприятия и создания текста как основа овладения интеллектуально-речевой деятельностью |
1.5.2. Лингвосмысловой анализ текста. Методика его проведения |
Вопросы и задания для самостоятельной работы |
1.5.3. Метод перекодирования содержания текста |
Вопросы и задания для самостоятельной работы |
1.5.4. Метод конструирования текста |
Вопросы и задания для самостоятельной работы |
Примечания |
1.6. Целевая междисциплинарная программа формирования интеллектуально-речевой культуры школьника для 1-11 классов |
Вопросы и задания для самостоятельной работы |
Рекомендуемая литература |
Глава П. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ |
2.1.1. Чтение как речевая и эстетическая деятельность |
2.1.2. Художественный текст как объект восприятия читателя |
Вопросы и задания для самостоятельной работы с научной литературой |
Примечания |
2.2. Школьный анализ художественного произведения как основной метод формирования читательской культуры школьника |
Вопросы и задания для самостоятельной работы |
Примечания |
2.3. Система читательских умений |
Вопросы и задания для самостоятельной работы с научной литературой |
Примечания |
2.4. Пропедевтика освоения метапонятий в процессе изучения предметов эстетического цикла как междисциплинарный путь формирования читательской культуры |
Вопросы и задания для самостоятельной работы с научной литературой |
Примечания |
2.5. Введение младшего школьника в пространство художественной культуры как средство формирование культуры чтения |
Вопросы и задания для самостоятельной работы с научной литературой |
Примечания |
Рекомендуемая литература |
М.П. Воюшина “МОДЕРНИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ” (Монография)
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ И ПРОГРАММ
ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Современные концепции начального литературного образования школьников |
1.2. Анализ современных программ начального этапа литературного образования школьников |
1.2.1. Сопоставительный анализ целей и задач литературного образования младших школьников в вариативных программах |
1.2.2. Сопоставительный анализ принципов построения вариативных программ |
1.2.3. Структура вариативных программ |
1.2.4. Содержание образования в вариативных программах |
1.3. Результативность обучения по вариативным программам (на материале констатирующего эксперимента) |
Выводы по первой главе |
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Методические основы определения цели начального этапа литературного образования |
2.1.1. Назначение художественной литературы и основная цель литературного образования младших школьников |
2.1.2. Функции и качества речи и цель литературного образования младших школьников |
2.1.3. Социальные заказ общества и цель общего образования на современном этапе развития школы |
2.1.4. Цель литературного образования в средней школе |
2.1.5. Возрастные особенности младших школьников |
2.2. Принципы построения программы по литературе для начальной школы |
2.3. Содержание начального этапа литературного образования |
2.3.1. Система читательских и литературно-творческих умений |
2.3.2. Знания как элемент содержания начального литературного образования |
2.3.3. Круг чтения как элемент содержания начального литературного образования |
2.3.4. Приемы анализа художественного произведения как элемент начального литературного образования |
2.3.5. Техника чтения как элемент начального литературного образования |
2.3.6. Мотивация читательской и литературно-творческой деятельности младших школьников |
2.4. Методы обучения, адекватные цели и содержанию литературного образования |
2.4.1. Принципы организации школьного анализа художественного произведения |
2.4.2. Методы развития речи |
Выводы по второй главе |
ГЛАВА 3. ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
3.1. Задачи и организация обучающего эксперимента |
3.2. Литературное развитие первоклассников в процессе обучения |
3.3. Литературное развитие второклассников в процессе обучения |
3.4. Литературное развитие третьеклассников в процессе обучения |
3.5. Литературное развитие четвероклассников в процессе обучения |
Выводы по третьей главе |
ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
4.1 Восприятие художественного рассказа и сформированность читательских умений |
4.2. Восприятие лирического стихотворения младшими школьниками |
4.4. Речевое развитие учащихся, сформированность литературно-творческих умений |
4.5. Мотивация читательской и литературно-творческой деятельности младших школьников |
Выводы по четвертой главе |
Реализация идей поликультурного образования в УМК “Диалог” в начальной школе (статья)
РЕБЕНОК В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (Коллективная монография)
Введение | 5 |
Глава 1. СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА | 9 |
Соотношение понятий «пространство культуры», «культурно-образовательная среда мегаполиса», «культурное поле личности» | 9 |
Структура современной культурно- направленной на развитие личности младшего школьника образовательной среды Санкт-Петербурга | 14 |
Театры Санкт-Петербурга – детям | 37 |
Музыкальный Санкт-Петербург – детям | 44 |
Культурно-образовательная и просветительская деятельность музеев Санкт-Петербурга | 61 |
Мир детских журналов и газет и мир детства в журналах и газетах | 76 |
Детское пространство Интернета | 95 |
Выводы по первой главе | 121 |
Глава 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА | 128 |
Задачи изучения взаимодействия младшего школьника с культурно-образовательным пространством Санкт-Петербурга | 128 |
Интересы и потребности младших школьников, живущих в Санкт-Петербурге | 129 |
2.3. Занятость младших школьников в сфере дополнительного образования | 144 |
2.4. Специфика общения ребенка младшего школьного возраста с печатными и электронными СМИ, с системой Интернет | 148 |
2.5. Телевидение и радио в жизни младшего школьника | 156 |
2.6. Эффективность взаимодействия младшего школьника с музеем | 165 |
Выводы по второй главе | 183 |
Заключение | 185 |
Список литературы | 189 |